Главная » Статьи » Справка |
Социальное обслуживание и социальное обеспечение пожилых людей
Особую актуальность и значимость приобретает обеспечение социальной защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической и духовной.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, ча-стными лицами, за счет взносов (вычетом из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах. Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совер-шенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них. Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений обеспечения в современных государствах. Россия стремится вступить в Европейский совет, а для этого ей необходимо обеспечить своих граждан определенным объемом социальных услуг государства и лучшей социальной защитой. В частности, она обязана: * дать возможность пожилым гражданам как можно дольше оставаться полноценными чле-нами общества путем: а) обеспечение достаточными средствами для достойного проживания и активного участия в общественной, социальной и культурной жизни; б) предоставление информа-ции о службах и учреждениях для пожилых и предоставляемых ими услугах; * дать возможность пожилым выбирать условия проживания и вести самостоятельную жизнь в привычных условиях столь долго, сколько они пожелают путем: а) предоставления жилья в соответствии с их потребностями и состоянием здоровья и б) медицинского обслуживания. Группы пожилых людей, требующих первоочередной поддержки со стороны общества. I. Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны. II. Одинокие граждане преклонного возраста. Одиночество на склоне лет становится все более тревожной демографической и социально-экономической проблемой современного общества. Лишенные семейной опоры, одинокие преста-релые вследствие болезней часто не могут наладить нормальный быт, удовлетворить самые необ-ходимые жизненные потребности. III. Малообеспеченные пенсионеры по старости. Попадание в категорию малообеспеченных может быть вызвано различными причинами: это получение пенсии минимального размера, пенсий при неполном трудовом стаже. Чтобы достойно жить, необходимо иметь средства. Для определения уровня обеспеченно-сти людей установлены различные показатели, одним из наиболее распространенных является система социальных стандартов и гарантий, которая в зависимости от уровня доходов делит население на три группы. Первый стандарт - физиологический минимум, т.е. уровень доходов, необходимый для физического выживания человека как биологического существа. Второй стандарт - прожиточный минимум - означает уровень доходов, позволяющий человеку выжить как социальному объекту. Третий уровень - социальный минимум - уровень доходов, необходимый для того чтобы не просто выжить, а собственно жить. В России принят и действует прожиточный минимум, который до середины 1999г. пред-ставлял собой минимум физиологический. Если и в прошлом году (1998 год) российские пенсио-неры жили нелегко, то в первом квартале 1999 года средняя пенсия составила 68,8 % прожиточно-го минимума, хотя согласно Указу Президента РФ она не должна опускаться ниже 80 %. Главный показатель любой пенсионной системы - размер пенсий. Он свидетельствует об уровне материального положения пенсионеров и позволяет ответить на вопрос, в какой мере обес-печены пенсионеры по сравнению с другими, работающими слоями населения, а также по сравне-нию с нуждами самих пенсионеров. И здесь следует отметить, какую бы пенсию ни получали лю-ди, после ухода с работы их доходы сразу уменьшаются и, следовательно, вероятность попасть в бедные слои населения существенно возрастает. В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям населения престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и так далее. В 90-е г.г. одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является ста-новление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением совре-менных технологий и методик. Социальное обслуживание население в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других - как высокоэффективная социальная технология, позво-ляющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной соци-ально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или соци-альной группы, в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы. Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" существенно дополняет и конкретизирует представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в Законе предмет его определяется таким образом: "Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах". Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты насе-ления в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социаль-ной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности. При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на: * уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания; * выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленным феде-ральным органом социальной защиты населения субъектов РФ; * информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг; * согласие на социальное обслуживание; * отказ от социального обслуживания; * конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику уч-реждения социального обслуживания при оказании социальных услуг; * защиту своих прав, в том числе в судебном порядке. В социальной работе с пожилыми людьми используются разнообразные формы и методы. Это и социальное обслуживание на дому, и срочная социальная помощь, и адресная социальная защита и так далее. В этой системе функционируют различные учреждения, в частности центры социального обслуживания, отделения дневного пребывания, стационарные учреждения и специ-альные жилые дома для пожилых людей, которые в соответствии с федеральным законом опреде-ляются следующие формы социального обслуживания: 1) социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание; 2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребыва-ния учреждений социального обслуживания; 3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального об-служивания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждений социального обслуживания независимо от их наименования); 4) срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке; 5) социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развития опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. Как видно, особо важное значение для пожилых приобретает их медико-социальная реаби-литация. Порядок оплаты надомного, полустационарного и стационарного обслуживания в государ-ственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания регламентируется федеральным законом. Анализируя результаты исследования по шкале нервно-психического напряжения лиц по-жилого и старческого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обеспе-чения, можно выделить кризисные периоды (или периоды дезадаптации) в зависимости от дли-тельности проживания: у мужчин - на 1 и 3 год; у женщин - на 1 и 5 лет. В 1995 году в системе социальной защиты нашей страны функционировала 959 стационар-ных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслу-живания, 900 отделений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологи-ческой помощи и т.д.). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятель-ность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной вла-сти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты насе-ления, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора Центра по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслужива-ния, в том числе отделение дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам центра. Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная соци-альная защита пожилых людей. Она охватывает в первую очередь наиболее нуждающимся: оди-ноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет. Одной из новых форм обслуживания одиноких старых людей, живущих в отдаленных и ма-лонаселенных пунктах, является организация так называемых поездов милосердия. В их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную и т.п. Надо отметить, что отдельные элементы такой помощи имели места и ранее: приезд в небольшие деревни специалистов-медиков, выездная торговля на селе и т.д. Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети социальных жи-лых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Всего в Российской Федерации свыше 100 таких домов, в которых прожива-ет около 8000 человек. Специальные жилье дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса соци-альных проблем престарелых граждан. Ученые считают, что необходимо разработать концепцию медико-социальной помощи ли-цам преклонного возраста, объединив в этих целях усилия всех заинтересованных ведомств и ор-ганизаций, разработать необходимые нормативные акты, а также определить и принять более широкое толкование понятия "социальное обслуживание" (оно должно включать в себя: социально-бытовую помощь, социально-средовое воздействие и морально-психологическую поддержку); необходимо создать банк данных лиц преклонного возраста, нуждающихся в конкретных видах социально-бытовых услуг и формах социальной помощи. Ученые и практики вносят различные предложения по совершенствованию и разработке перспективных форм домов-интернатов. Некоторые из них считают, что необходим системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым и инвалидам, ее дифференциация и интеграция, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей, создание на базе домов-интернатов учреждений и отделений сестринского ухода и т.д. Все это позволит улучшить качество помощи престарелым и инвалидам, более эффективно использовать и осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственное обеспечение, вести реконструкцию существующих и проектирование новых домов- интернатов в соответствии с требованиями жизни. Таким образом, социальная работа должна быть, прежде всего ориентирована на потребности, запросы и интересы этой категории пожилых людей. Осуществляя дифференцированный подход можно не только создать условия для обеспечения физического существования пожилых, но и поддерживать их потенциал как социально активной группы. | |
Просмотров: 22636 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.6/5 |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||